Разделы сайта



Министерство иностранных дел Республики Абхазия
Официальный сайт МИД ПМР
Официальный сайт Президента Республики Абхазия
Официальный сайт Президента ПМР
Официальный сайт Кабинета Министров Республики Абхазия
Официальный сайт Правительства ПМР
Официальный сайт Парламента Республики Абхазия
Официальный сайт Верховного Совета ПМР
Государственное информационное агентство Республики Абхазия
Информационное агентство 'Новости Приднестровья'



• Главная


Дата: 14.05.2019 г.

Чамагуа о Владиславе Ардзинба: неординарная личность с независимостью суждений, блестящим талантом, глубиной мысли, широким интеллектом

Сегодня Первому Президенту Республики Абхазия Владиславу Григорьевичу Ардзинба исполнилось бы 74 года.

О значении личности Владислава Ардзинба для истории Абхазии, для возрождения независимого Абхазского государства пишет Виталий Чамагуа. Выдержки из неизданного рассказа писателя о Первом Президенте Абхазии Владиславе Григорьевиче Ардзинба – «С партийной трибуны – в защиту народа» Апсныпресс предлагает вашему вниманию. 

Виталий Чамагуа пишет о выступлении Владислава Ардзинба – директора Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. Гулиа АН ГССР на пленуме республиканского комитета партии по межнациональной проблематике в 1989 году. «Для меня, и, думаю, почти для всех присутствующих на этом мероприятии, это было первое публичное знакомство с личностью Ардзинба. Конечно, многие знали его по науке, в качестве члена Верховного Совета СССР, слушали знаковое выступление на том самом съезде народных депутатов СССР 2 июня 1989 года, но на партийной трибуне в Абхазии он готовился выступить впервые», – говорит Чамагуа.

«И вот Владислав Григорьевич на трибуне. С первой минуты, с самого начала, что было заметно, Ардзинба, как искусный оратор, привлек внимание весьма прилежной руководящей элиты резкой критической тональностью своего тезиса. Характеризуя реалии того периода, Ардзинба продолжил: «Одной из насущных и первоочередных задач сегодняшней работы в области межнациональных отношений, в частности в Абхазии, является культурная, разъяснительная работа среди населения. Такая работа должна иметь целью ознакомление инонационального населения с историей и культурой Абхазии и абхазцев. Слабое знание истории и культуры, сегодняшних проблем республики, часто ведет, как об этом свидетельствуют некоторые выступления по грузинскому телевидению и в печати, а также недавние события в Сухуме, к нигилистическому отношению к абхазской нации, ее языку и культуре».

Совершив исторический экскурс в прошлое Абхазии и Грузии, Ардзинба сообщает о том, ради чего были отмечены примеры вековой давности: «Вместе с тем, мы должны говорить и о крупных просчетах и трагических событиях, нанесших колоссальный ущерб абхазской нации, от которого она до сих пор не может оправиться. При этом было бы просчетом отождествлять все это с линией народа, направленной против другого народа. Мы имеем дело с искажением ленинских норм партийной и государственной жизни, с противоправными злоупотреблениями власти, которые наносят вред любому народу...»

По мнению Виталия Чамагуа, это, «безусловно, была откровенная, прямая критика политики грузинской метрополии, проводимой ее партийным руководством на протяжении десятилетий по отношению к Абхазии. В зале заседания воцарилась мертвая тишина».

Между тем, Владислав Ардзинба продолжил: «В связи с вышеизложенным, необходимо еще раз коснуться вопроса о том, что в Абхазии сплошь и рядом изменены и искажены исконные названия населенных пунктов; причем, некоторые из них переименованы даже без специальных постановлений. Ужасный смысл переименований состоял в том, чтобы лишить этнической памяти нынешнее и грядущее поколения абхазов, уничтожить древние памятники их культуры. Можем ли мы созидать правовое государство, – вопрошал Ардзинба, обводя требовательным взглядом смущенных столь смелой речью партийцев, – сохраняя наследие того времени, когда демократические нормы, национальные права народа грубо попирались. Не о переименовании должна идти здесь речь, а о восстановлении того, что было грубо растоптано! Решение вопроса о восстановлении исторических, национальных наименований населенных пунктов, рек Абхазии не только не противоречит постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1979 года, но и целиком соответствует самому духу и букве этого постановления. Следует сказать и о том, что многие работы абхазоведов по проблемам истории и культуры Абхазии, не соответствующие духу тенденциозной историографии, корректируются или не издаются вовсе; причем такой контроль распространяется не только на местные, но и на центральные издательства. Между тем, широким потоком публикуются статьи и книги, – прямо и откровенно обличал грузинских ученых-фальсификаторов оратор, – в которых абхазская история и культура подаются либо в искаженном виде, либо вообще замалчиваются. И эта картина истории и культуры становится частью самосознания взрослого и подрастающего поколения. Самый свежий пример искажения истории и культуры Абхазии – статьи Ш. А. Бадридзе, М. В. Цинцадзе, опубликованные в только что вышедшем в издательстве «Мецниереба» сборнике, посвященном памяти известного абхазского ученого З. В. Анчабадзе. В упомянутых статьях излагаются стереотипы, против которых выступал в науке покойный абхазский ученый. Ничего не скажешь, разительный способ почитания памяти ученого, – не преминул Ардзинба упрекнуть в двурушничестве, и по делу, грузинских «метров» от науки».

Виталий Чамагуа был поражен тем, что грузины, которые могли взорваться от негодования, не прервали доклад Владислава. «Никто из грузин, как из состава президиума пленума, так и со стороны участников партийного форума, не выразил неудовольствия. Абхазы, конечно, в основном с удовлетворением восприняли речь Владислава Григорьевича», – отметил автор. Он считает, что «оппонентов сдержала от протестов харизма, логика, интеллект оратора, его искусство общения с аудиторией, способность, на основе четкой и выверенной аргументации, убедить людей в непреложной истине сообщаемых им фактов и сведений».

Подводя итог, Виталий Чамагуа пишет: «…Резонанс от того его выступления был знаковым не только для партийных кругов, но и для всего общества. Многие стали осознавать: на политической арене республики появилась неординарная личность, совершенно отличная от местных политиков независимостью суждений, блестящим талантом, глубиной мысли, широким интеллектом. Абхазы, это было заметно, приободрились и стали более консолидированы. Грузины, особенно крайних взглядов, задавались вопросом: какую опасность для них представляет в будущем этот ученый абхаз? Как видим, тем своим докладом Ардзинба никого не оставил равнодушным. К сожалению, ныне о том мало кто знает»

Источник: Апсныпресс
Просмотров: 148

Сегодня: 23 июля, вторник
Тирасполь Сухум Каракас

30 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
в Отечественной Войне
Народа Абхазии
1992-1993 годов

Этот день вошёл
в историю Абхазии,
вошел в идентичность
и самосознание
абхазского народа

как момент торжества
высшей справедливости,

счастливый миг обретения
долгожданной свободы

и независимости.

(Смотреть фильм)

Традиции Абхазии

Виноградарство
Сбор винограда счита...

Долгожители
Абхазия — уникальная...

Охота
Охота занимала значи...


Говорим по-абхазски


Книжная полка


Маршрут в Абхазию из…

Укажите свой город

Яндекс.Метрика
© 2012 Официальный сайт Представительства Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике
Адрес: МД 3300, ПМР, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 76 тел/факс (533) 55564, E-mail: office@abkhazia-pmr.org
Система Orphus. Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter