Разделы сайта



Министерство иностранных дел Республики Абхазия
Официальный сайт МИД ПМР
Официальный сайт Президента Республики Абхазия
Официальный сайт Президента ПМР
Официальный сайт Кабинета Министров Республики Абхазия
Официальный сайт Правительства ПМР
Официальный сайт Парламента Республики Абхазия
Официальный сайт Верховного Совета ПМР
Государственное информационное агентство Республики Абхазия
Информационное агентство 'Новости Приднестровья'
Официальное представительство Республики Южная Осетия в Приднестровской Молдавской Республике


Туристическая карта
АБХАЗИИ



• Главная


Дата: 12.08.2016 г.

Защитникам Абхазии посвящается.

Р. Ходжаа.  Путь бессмертия. Абхазия. Отечествнная война. 1992-1993 гг.

Из воспоминаний Зарандия Джона Отаровича участника 2-ой Очамчырской операции

 С 14 августа 1992 года уже стоял на обороне Красного моста с другими ополченцами и гвардейцами полка ВВ РА. Участвовал в вылазке на Белый мост, когда был ранен гвардеец абхазского полка – Джемал.

 Когда участвовал в Гагринской операции, то по рации переда-ли, что убили дядю – родного брата отца – Тутика Зарандия – Гурама в одном из боев на Восточном фронте. С помощью ребят нашей группы «МГУ» 5 октября 1992 года вылетел в Ткуарчал, чтобы успеть на похороны любимого дяди. А группа – прилетела в Ткуарчал уже 25 октября 1992 года – за день до 2-ой Очамчырской операции во главе с командиром Нодаром Кварчия.

 В тот день, когда мы все собрались перед штабом в Ткуарчале – Нодар стал отговаривать меня от участия в операции. Но я воспротивился его уговорам, сказав, что «я ведь не напрасно все эти дни ожидал группу». В общем – я все равно сел в кузов отправлявшейся машины и со всеми выехал на операцию.

 В конце операции попал в плен и через некоторое время был обменян...

Строки из письма младшего брата Джона Зарандия – Зарандия Джамбула Отаровича, бойца группы «Шаратын», 1974 года рождения.

 «Привет! Пишет вам Джамбул.

 Как вы – мама, папа? Мы с Джоном не раз и не два покупали продукты для отправки вам, но возможности такой не было. Как остальные?..

 Коротко о себе:

 Мама у меня все нормально. Жив, здоров. Сейчас нахожусь в Гудаутах. Джон в Пицундах… У него все нормально. Там – Бесик Делба, Русик Джопуа, Гурам Кварчия. Они находятся все вместе. У них все хорошо. Наш Бесик Езугбая, находится в Леселидзе (На самом деле Бесик после ранения в январском наступлении – находился в госпитале, но Джамбул скрыл от матери этот факт, т.к. Бесик – родной брат его матери – слова автора)…

 Папа я купил автомат, военную форму, гранаты, рожки. Полно-стью вооружен. Нахожусь в Гудаутах, в части, в группе «Шаратын», в первом отделении. Ну, пока.

 Я сейчас в казарме, и может еще напишу, а может сам приеду. Целую всех.  13 марта 1993 года».

 Зарандия Джамбула Отаровича погиб 16 марта 1993 года в мартовском наступлении. Джамбул Зарандия погиб, когда ему не исполнилось и девятнадцати лет. Он награжден посмертно медалью «За отвагу».

Из воспоминаний Агрба Гиви Камуговича, начальника Гудаутского гарнизона. Герой Абхазии

  С января 1992 года мы стали формировать полк внутренних войск. С самого начала меня назначили командиром полка ВВ ВС РА. В мае 1992 года меня назначают первым заместителем, а В.Ш. Какалия – командиром полка.

 Май – июнь месяцы мы занимались формированием полка с привлечением туда призывников. К сожалению, основное воору-жение нашего полка базировалось в Агудзерах, которое из-за вне-запной оккупации войсками Госсовета Грузии нашей территории, попало к ним в руки.

 14 августа 1992 года шел обычный рабочий день службы в полку и его подразделениях. В расположении полка в районе Ача-дары после завтрака проходил строевой смотр. Вдруг из окна по-мещения командира полка выглянул В.Ш. Какалия дает команду: «Тревога». Не поняв в чем дело, я отвечаю, что все в строю. Но он снова повторяет «тревога». Поняв, что это боевая тревога, я в ответ говорю ему с плаца, чтобы он включил сирену, кнопка которой у него в кабинете. Он, опомнившись, дал сигнал сиреной о боевой тревоге. Сам же выходит из здания и говорит, что едет срочно к Председателю ВС РА В.Г.Ардзинба. Время идет, а В. Какалия нет и нет никаких команд. Я звоню на наш Охурейский пост – без от-ветно, после в Ткуарчал, оттуда мне сообщают, что вошли грузин-ские войска и уже есть первый погибший служащий нашего полка Резо Гогиа. Я быстро в кабинет. Как раз звонит  Владислав Гри-горьевич:

 – Что у вас за информация? Где ваша разведка? Где Какалия?

 Я отвечаю:

 – Какалия поехал к Вам.

 Владислав Григорьевич:

 – Сколько у вас людей?

 – Пятьдесят – отвечаю.

 – У меня информация, что они дошли уже до Адзюбжи. Что будешь делать? – говорит Владислав Григорьевич.

 Я отвечаю, что буду перекрывать Келасурский мост и быстро к В. Цугба – заместителю командира полка по работе с личным со-ставом. Он тоже в это утро находился в расположении полка.

 В общем, я решил заблокировать Келасурский мост, полно-стью заполнив его автомашинами. Для этой цели на моем «УАЗи-ке» посылаю В. Цугба и еще пятерых служащих полка. Сам еду следом. Но вначале пустил командира батальона Каинова с личным составом. Сел в БМП. Все вместе мы ехали еще на БРДМ и полко-вом автобусе.

 В районе парка Курченко, встречаю Сергея Хашба, который остановил нас, сигналя фарами своей машины. Он уже успел побы-вать в перестрелке с грузинами и весь окровавленный сообщил, что ему с трудом удалось сбежать из Турбазы XV съезда, которая на-ходилась до Келасурского моста, куда я послал В. Цугба и личный состав полка. Но они, оказывается, уже столкнулись в районе че-тырнадцатой средней школы с противником в пятистах метрах от турбазы.

 Тогда я понял, что если грузины продвинутся и дальше, то смогут арестовать весь наш Верховный Совет вместе с его Предсе-дателем В.Г. Ардзинба. Как раз в этот день шла сессия ВС  РА.

 Подъехав на БМП к зданию ВС РА, останавливаю ее, и выхо-жу. На балконы высыпали депутаты и смотрят на нас. Я снизу кри-чу: «Уходите, уходите». Оставляю БМП с экипажем резервистов на охрану здания ВС  РА, с 800 боеприпасами, а сам с Дамеем Квици-ния едем дальше. В районе 14-й школы, под эстакадой уже шел бой наших служащих и срочников полка с госсоветовцами, под коман-дованием В. Цугба. Ранило Вянора Ашба. Отстреливались срочни-ки с командирами рот Гаркиным и Губиным. Отстреливалась и медсестра полка Эмма Инапшба.

 Я считаю, что, описывая реальные факты, не следует припи-сывать тому или иному человеку того, что он не делал в годы вой-ны.

 Держались мы, сколько могли. Вижу, что здесь невозможно укрепиться – нет позиции. Я говорю: «Отходите до Красного и Бе-лого мостов и там закрепитесь». Тем более, что со стороны моря нас могли окружить. Оставшись с семью военнослужащими для прикрытия, с большим трудом мне удалось отогнать от себя бойцов полка к Красному мосту. Они никак не хотели оставить меня.

 В общем, оставшись под эстакадой с шестью служащими полка, среди которых были мой водитель Агрба Н. и В. Ашба, мы стали отстреливаться от противника, перебегая с места на место, чтобы создать видимость того, что нас больше, чем на самом деле. Дав отойти нашим к Красному мосту, мы по предварительному плану отошли через подземный переход и по улице Ладария к Белому мосту через Беслетку.

 Подъезжаем к мосту, а оттуда стреляют в нас. Мы остановились перед мостом. Я выскакиваю из машины и, думая, что это наши, кричу: «Прекратить стрельбу». Выходят и остальные, но когда стрелять перестали, мы все думали, что это наши с той стороны моста. И тогда, наш водитель въехал на мост и выйдя из кабины стал разговаривать с теми, кто стоял на противоположной стороне моста. Вскоре его расстреляли в упор.

 Поняв в чем дело, что наши по моему приказу не успели пере-крыть Белый мост, что это наши враги, я выхватил автомат и стал стрелять в тех, кто убил нашего водителя. В. Ашба откуда-то при-гнал автомашину с открытым багажником, куда мы запрыгнули и подъехали к нашим на Красный мост.

 На удивление там было спокойно. Я дал замечание оборонявшим Красный мост, за то, что они не сумели перекрыть Белый мост. Ведь, фактически, на Белом мосту недалеко от них, мы провели короткий бой, где погиб наш служащий полка. Вскоре, взяв с собой Венора Ашба и еще до тринадцати вооруженных человек, мы незаметно подошли почти впритык к позиции про-тивника на Белом мосту. Приглядевшись, я заметил под грузовиком вооруженного гранатометом противника. Я выстрелил из автомата прямо в ногу гранатометчику. В это время, неожиданно для всех нас, В. Ашба выскочил из укрытия, к грузовику, где лежал противник и, схватив гранатомет, прибежал обратно. Все это произошло в считанные секунды. Хотя В. Ашба уже был легко ранен в голову.

 Хочу сказать о том, что если я и заслужил звание Героя Абха-зии, то только за то, что в тот первый день – 14 августа 1992 года,  волею судьбы сумели удержать противника у 14-й средней школы и тем самым не дали войскам Госсовета Грузии захватить наш Парламент с его Председателем ВС РА В.Г. Ардзинба, так как ос-новная цель Госсовета Грузии заключалась в аресте Парламента и руководителя Абхазии, и в результате быстрой смене неугодных политическому курсу Грузии и установления своих марионеток в Абхазии.

 Приходили к Красному мосту все новые и новые ополченцы. Каждую группу мы подключали в оборону Красного моста. В. Цугба стал самостоятельно, со срочниками полка и ополченцами готовить бутылки с зажигательной смесью. В этот первый же день Беслан Джелия – командир разведвзвода батальона полка ВВ ВС РА подбил первый грузинский танк, а В. Ашба завел его и перегнал на нашу сторону. Так прошел день 14 августа.

 15 августа 1992 года от Красного моста я поехал на перегово-ры с представителями Госсовета Грузии. Я шел один. Перейдя Красный мост, сел в БМП противника. Внутри сидел человек, представившийся заместителем министра обороны Грузии. Он от-вез меня на дачу Совмина, где во время переговоров говорил, что случившееся – это недоразумение, что будет совместное патрули-рование и тому подобное.

 Во второй раз я сопровождал парламентариев с нашей сторо-ны – З. Лабахуа, С. Багапш, А. Анкваб. Я шел впереди с рупором через Красный мост, передавая по нему о прекращении огня. На мосту меня встречал человек с белым флагом, за ним – БМП. После в БМП садятся наши парламентеры и их привозят через некоторое время. Они сообщили, что договорились с представителями Госсо-вета Грузии об отходе их войск за реку Келасур, и об отводе наших солдат и ополченцев за город в сторону р. Гумиста. Переговорную делегацию возглавлял С. Багапш, который все согласовывал с председателем ВС РА В.Г. Ардзинба. Перед отходом с Красного моста, я получил телефонограмму от В.Ш. Какалия – командира полка ВВ ВС РА, который передавал, чтобы я передал командова-ние Сергею Дбар. Тогда я передал эту информацию С. Дбар.

 Было очень трудно убедить, стоящих на обороне Красного моста, – отойти, оставив оборонительный рубеж. Народ уговарива-ли кроме меня А.Анкваб – бывший министр МВД РА и представи-тели Общественно-политического абхазского движения «Аидгыла-ра». В конце концов, выполняя условия договора, мы отошли до типографии, что рядом с Универсамом, напротив поворота на Но-вый район.

 В тот период я послал ребят на взятие позиции на Сухумской горе. Они поднялись на микроавтобусе, но попали в засаду: там уже сидели местные вооруженные грузины. Одного из оставшихся после отхода ополченца я стал опрашивать о том, где он при отходе потерял свой автомат. И когда тот стал говорить об этом месте, где мог находиться брошенный им автомат, рядом стоял несовершен-нолетний сын Джумы Ахуба. Он, никому не сказав, тайком от всех пошел на Сухумскую гору, рискуя быть убитым, и принес оттуда этот автомат.

 17 августа снова поступила команда отхода, но уже за реку Гумиста. Вновь встали проблемы уговора, убеждения народа о це-лесообразности отхода. Народ не хотел отходить. И, когда мы уже заняли оборону по Гумисте, с встретил В. Какалия, который обняв меня, сказал: «Извини меня, я должен искупить свою вину кровью перед абхазским народом». Я объяснил ему существующую обста-новку и, выслушав меня, он ушел с проводником из Ткуарчала, а я поехал на своей «Волге» в город Сухум, так как у меня была ин-формация, что некоторые бойцы из полка остались в городе. Ехал я вооруженный пистолетом и автоматом Калашникова.

 Проехав мимо вокзала, я через ул. Гоголя выехал на улицу Кирова. Город был пустой. Ни одной живой души. Думаю, где же их искать? Смотрю, по улице Ленина едет техника, слышу не-сколько выстрелов. Еду дальше в сторону рынка, мимо стадиона. Вижу, уже сооружаются блокпосты госсоветовцами. Проезжая ми-мо поста, который был на Маякском повороте, я опустил стекло и кричу: «Гамарджоба, бичебо». Они  тоже в ответ поздоровались, а я дальше еду на Маяк.

 В районе 12-й средней школы тоже стационарный блокпост, рядом БМП. Думаю, что второй раз наглость  может не спасти. Давлю на педаль газа, набираю предельную скорость. Там как раз метров сто прямой отрезок шоссе. Держа руль двумя руками, голо-ву наклоняю вниз и проскакиваю мимо противника. Через некоторое время поднимаю голову, и как раз пулеметная очередь прострочила всю машину, но не задев ни  меня, ни колеса. В общем, мне повезло. Через улицу Гречко, на Верхне-Гумистинский мост, где уже находились наши.

 Машину остави за гумистинским мостом, а сам снова пересел на полковой «УАЗик», за рулем сидел водитель Агрба Бесик (Биза) поехали к Нижнеэшерскому мосту, где шли оборонительные рабо-ты, проводимые как служащими полка, так и ополченцами. Там  находился один из служащих полка Агумава Валерьян Григорье-вич.

 Пока шли работы по укреплению оборонительного рубежа, я решил поехать к 12-й средней школе, к госсоветовскому блокпосту. Но нас встретили выстрелами из танка. Еле успев развернуться, под три пролетевших над машиной снаряда, мы помчались обратно к мосту. А там как раз наши закладывали мины. Пришлось им ми-ны вынуть, чтобы мы проехали на мост, а после снова заминиро-вать дорогу.

 Проехав мост, вижу, что здесь у Нижне-Эшерского моста ста-ло мало обороняющихся. Мне сказали, что большинство ополчен-цев собрались в ресторане на Верхней Эшере. Подъехав к рестора-ну, я выступил с речью на стихийно устроенном мной митинге. По-сле чего мы распределили людей по обороне Верхней и Нижней частей Гумисты.

 Через несколько дней командир полка В. Какалия решил орга-низовать штаб в этом ресторане. Я же посоветовавшись с ним, ор-ганизовал другой штаб для себя, на Кутышьхе – на линии оборони-тельного рубежа. Готовить штаб помогали служащие полка: Дочия, Даур Маргания, Агрба Биза, Аслан Тарба, Алим Агрба – мой сын, Леонид Еник, Камс Тарба и другие. Отсюда я держал связь со шта-бом и контролировал весь берег реки, как свой, так и вражеский. Командирами подразделений были: Цкуа Рафик, Лесик Цугба, Тванба Виктор, Аполлон Шинкуба и другие. Практически весь оборонительный рубеж был обеспечен связью. О передвижении противника с мест докладывали мне, а я в свою очередь, В.Ш. Ка-калия.

 Вскоре, до сентябрьского 1992 года перемирия, меня вызвали в штаб. Там находились представители «Аидгылара» С. Шамба и Н. Джонуа, которые ознакомили меня с приказом Председателя ВС РА В.Г. Ардзинба о назначении командующим Гумистинским обо-ронительным рубежом Мушни  Хварцкия, а меня – заместителем командующего. Это было тогда, когда грузинские танки форсиро-вали Гумисту, перейдя на наши позиции. Только через неделю мы их выбили с нашей стороны, взяв в трофеи: одну БМП и три танка.

 Во время сентябрьского 1992 года перемирия я принимал уча-стие в миротворческом процессе. К этому времени я уже был в зва-нии полковника.

 В нашу миротворческую группу кроме меня, входили: от гру-зинской стороны – полковник, а с русской стороны – полковник Аренахин. Жили мы на территории ДШБ. Двенадцать дней мы ез-дили на машине с российским флагом по всем позициям: и нашим, и грузинским. Одновременно я помогал выводить из Сухума абха-зов, русских, армян в Гудауту.

 После окончания войны работал министром ВД РА, первым заместителем МО РА, советником президента РА, председателем СГБ РА.

 27 августа 2014 года в Сухуме скоропостижно скончался Герой Абхазии Гиви Камугович Агрба.

 

 

Источник: Представительство Абхазии в Приднестровье
Просмотров: 324

Сегодня: 24 апреля, среда
Тирасполь Сухум Каракас

30 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
в Отечественной Войне
Народа Абхазии
1992-1993 годов

Этот день вошёл
в историю Абхазии,
вошел в идентичность
и самосознание
абхазского народа

как момент торжества
высшей справедливости,

счастливый миг обретения
долгожданной свободы

и независимости.

 

Традиции Абхазии

Одежда
Глухой ворот, длинны...

Долгожители
Абхазия — уникальная...

Виноградарство
Сбор винограда счита...


Говорим по-абхазски


Книжная полка





Яндекс.Метрика
© 2012 Официальный сайт Представительства Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике
Адрес: МД 3300, ПМР, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 76 тел/факс (533) 55564, E-mail: office@abkhazia-pmr.org
Система Orphus. Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter