В 1810 г. Абхазия получила покровительство Российской империи, о чем имеется Грамота, данная императором Александром I владетелю Абхазии князю Георгию Шарвашидзе, посредством которой российский император заявил о признании государственности Абхазии и о распространении на нее протектората России.
"Грамота,
данная 17 февр. 1810 г. Императором Александром I
владетелю Абхазии КНЯЗЮ ГЕОРГИЮ ШАРВАШИДЗЕ,
с просительными пунктами
Божиею поспешествующею милостию Мы АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ… и пр. пр. пр. Нам, любезно верноподданному Абхазския землю Владетелю князю Георгию Шарвашидзе НАША ИМПЕРАТОРСКАЯ милость и благоволение. Снисходя на прошение Ваше поступить в вечное подданство Российской империи и, не сомневаясь в преданности Вашей к высокому НАШЕМУ престолу, изъясненной в обязательном письме Вашем, на все ВЫСОЧАЙШЕЕ Имя НАШЕ присланном, утверждаем и признаем Вас НАШЕГО любезно верноподданного наследственным Князем Абхазского Владения под Верховным покровительством, державою и защитою Российской Империи, и включая Вас и дом Ваш и всех Абхазского владения жителей в число НАШИХ верноподданных, обещаем Вам и преемникам Вашим НАШУ ИМПЕРАТОРСКУЮ милость и благоволение. Приняв также за благо все статьи, изъяснения от слова до слова в том прошении Вашем, которые в копии с Российским переводом всей НАШЕЙ жалованной грамоте прилагается, утверждаем оныя ИМПЕРАТОРСКИМ НАШИМ словом за НАС и высоких преемников НАШИХ по всей силе на вечные времена не нарушимо и вследствие того соизволяя ознаменовать Вас особою НАШЕЮ к Вам милостью, определяя Вам жалованье серебром по две тысячи пятисот рублей в год, а любезной Княгине Родительнице Вашей по тысяче пятисот рублей в год серебром-же, которое как Вам, так и Ей, со дня учинения Вами на верность подданства присяги, и будет доставляемо от главнокомандующего в Грузии из казны НАШЕЙ по третям года. Во вящее же изъявление Вам ИМПЕРАТОРСКОЙ НАШЕЙ милости жалуем Вам и преемникам Вашим знамя с гербом Империи Российской, повелевая хранить оное наследственно в доме Вашем, да сверх того ВСЕМИЛОСТЛИВЕЙШЕ жалуем Вас Кавалером ордена Св. Анны первого класса, кои знаки при сем-же предупреждая повелеваем возложить на себя и носить по установлению. Преемники-же Ваши имеют на достоинство Князя Абхазского владения испрашивать ВЫСАЧОЙШЕГО утверждения НАШИМИ ИМЕРАТОРСКИМИ грамотами, которыя как и сея по немареченному милосердию НАШЕМУ и будут ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ им доставляемы. За сим поручая Вам управлять народом Абхазския земли с кротостью и правосудием, уверены МЫ, что Вы и наследники Ваши как в преданности своей к НАШЕМУ престолу, так и в точности исполнения воспринятых Вами на себя обязанностей пребудете непоколебимы. В таком надеянии и в залог Монаршей НАШЕЙ к Вам и ко всему Абхазскому народу милости, дана сея ИМПЕРАТОРСКАЯ НАША Грамота за собственноручным НАШИМ подписанием и с приложением Государственной печати. В престольном НАШЕМ Граде (св. Петра) Февраля 17-го дня лета от Р. Х. 1810-й, а царствования НАШЕГО в десятое.
Александр I
Государственный Канцлер Граф Румянцев"
Таким образом, абхазы связали свою судьбу с Россией. Согласно грамоте российского императора Абхазское княжество вошло в состав России со своей собственной территорией, сохраняло в ней автономное во внутриполитической сфере самостоятельное положение. Наличие такого документа высвечивает два важных политических момента. Во-первых, Абхазия входила в состав Российской империи самостоятельно, как суверенное государство, субъект мировой политики. Именно такое ее положение было признано царским правительством и зафиксировано юридически. Во-вторых, даже в рамках империи Абхазии был сохранен статус автономности, она по-прежнему считалась княжеством (как, скажем, Польша — царством, а Финляндия — великим княжеством) и управлялась князьями Чачба — Шарвашидзе.
Была еще одна особенность, отличавшая вхождение Абхазии под покровительство России. Если Гурия, Имеретия и другие государства входили в состав целиком в полном составе всех народностей, родов, то при вхождении Абхазии под покровительство России по договору туда не вошли вольные абхазские общества Аибга, Псху, Дал, Цабал и др., что в дальнейшем привело к непредсказуемым последствиям.