События 2 марта 1992 года вошли в историю Приднестровья как «Чёрный Мэрцишор». В этот день 33 года назад Молдова начала широкомасштабную агрессию против Приднестровья.
Тогда Молдова начала самую горячую фазу войны против Приднестровья. До этого уже были нападения, но 2 марта начался самый страшный период.
В Дубоссарах (как и в Бендерах) в то время было двоевластие. Вооружённые милиция и полиция всё время на грани конфликта. В ночь на 2 марта 1992-го кто-то позвонил в дубоссарскую милицию, сообщил, что в общежитии швейной фабрики драка.
Милиция выехала на вызов. Около общежития их ждала засада. По милиционерам открыли огонь. Погиб майор Игорь Сипченко.
Как оказалось, звонили в милицию из здания полиции Молдовы, там же в Дубоссарах. Именно в этом здании и скрылись нападавшие.
Утром гвардейцы и казаки окружили полицию, молдавские вояки выходили с оружием и сдавались. Но и тут «удар исподтишка». С крыши полиции снайпер застрелили 18-летнего казака Мишу Зубкова.
В тот же день, 2 марта, полиция Молдовы напала на военный городок российской армии в Кочиерах. Обстреляли дома, где жили семьи военнослужащих. Приднестровские ополченцы и гвардейцы прикрывали эвакуацию женщин и детей. Погибли Василий Воронков, Леонид Толстенко, Сергей Титовский и Сергей Шинков.
Кошмар стал неизбежным. Днём 2 марта 92-го стало окончательно ясно – Молдова всё это готовила. Полиция и комбатанты действовали по плану. В ближайшее время в марте-мае 92-го будут обстрелы сёл Дубоссаркого района (били по мирным людям), бомбардировка администрации Дубоссар, атака на «скорую» с роженицей в Григориополе, атака на рабочих фабрики и милиционеров в Бендерах.
Весной 92-го в Дубоссарах уже шла настоящая война, с перестрелками у плотины, угрозой взорвать ГЭС и десятками погибших.
Дело шло к Бендерской трагедии июня 92-го. За пару дней до 19 июня парламент Молдовы обещал «вернуться к миру». А в настоящее время в Молдове 2 марта объявлено днем благодарности «комбатантам» – так там называют тех, кто напал на Приднестровье.